на самом деле я Бэтмен
О книге «Гарри Поттер и Дары Смерти» в сети ходило столько разговоров. Мне не хотелось рассуждать о том, чего я не читала. Теперь, когда я закончила, хочу поделиться своими мыслями на этот счет. Скажу честно, мне не хватило терпения осилить это в оригинале со словарем на коленях, поэтому я читала в переводе (и довольно неплохом, хочу сказать).
Честно говоря, создалось любопытное ощущение, что мы с некоторыми онлайн критиками читали какие-то разные книги. Никогда не была большим поклонником творчества Роулинг. Теперь, после «Даров Смерти», я начала уважать ее как писателя и считаю, что она действительно написала лучшую книгу из всей серии.
Много пишут про то, что автор был жесток к своим героям, что он устроил грандиозное «мясо», с легкой руки перебив половину персонажей. Вот первый загадочный момент, сколько я ни искала – мяса не нашла. Мясо, оно знаете какое? Почитайте маркиза Де Сада, ту жа самую «Жюстину», например. Вот где вы найдете прекрасный образчик – бесполезного, бессмысленного со смакованием всех подробностей процесса. Это - мясо.
У Роулинг же – война, учитывайте, что война – очень жестокая штука, и от того, что она происходит в волшебном мире, ничего не меняется. И смерть на войне далеко не всегда героическая и прекрасная, в большинстве случаев она внезапна, нелепа, и ничего, кроме боли в близких людях не оставляет, не нарушая коренным образом хода событий. И именно этим – пренебрежением к отдельным человеческим жизням, война и страшна. Это не подвиги и грандиозные свершения на каждом шагу – оценку и блеск событиям придает время - а зачастую очень грязная и страшная в своей прозаичности вещь.
Второй спорный момент касается того, что многие персонажи, мол, оказались вовсе не идеальными, последняя книга испортила все светлое, что было в их образе до этого момента.
Не согласна.
Что такое периоды великих катастроф и катаклизмов для человеческой души? Перед человеком встает задача – выжить, и то, какими средствами он готов для этого воспользоваться, через что и через кого перешагнуть – говорит о нем очень многое.
Это время, когда экстремальная ситуация заставляет людей обнаруживать самые потаенные черты своего характера, стресс как кислота разъедает привычное, поседневное, добираясь до самой сердцевины – кто храбр, кто честен, кто низок, кто мелочен, кто труслив. К чести персонажей Роулинг, они в своем большинстве через это испытание прошли. Но прошли как прошли бы живые люди – спотыкаясь, иногда теряя путеводную нить. В этом, кстати, по-моему, огромный плюс всей книги – Роулинг оживила своих героев, добавив им объемности и убедительности. Такого Дамблдора (а на его счет, как я поняла, было едва ли не больше всего споров) я, как читатель, действительно могу уважать, потому что теперь он не абстрактно всемогущий, всеобъемлюще добрый дяденька с картинки, а настоящий, живой человек. А, как известно, errarum humanum est – ошибаться свойственно человеку. Однако для меня самым пронзительным стал образ Снейпа – но о нем, по-моему, нет смысла говорить, потому что – и это еще одно несомненное достоинство книги - Роулинг все прекрасно описала. Очень четко и понятно, нужно просто прочитать то, что написано (но в этом, похоже, и заключается главная сложность).
Часть о том, как Гарри узнает - ему придется быть убитым Вольдемортом, сделать собственный осознанный выбор и умереть, потому что это «единственный способ закончить все», как Хогвартс сражается с Пожирателями Смерти – не для того, чтобы победить, а просто чтобы оттянуть время и позволить Гарри выполнить возложенную на него Дамблдором миссию – у меня нет слов. Путь к победе над Темным лордом со всеми его трудностями и страданиями описан так, что конец, выведенный по вечной формуле «Добро победило Зло», не выглядит банальным, хотя он и был ожидаем с самой первой книги.
Помимо всего этого сюжет очень динамичен, от него невозможно оторваться, настолько захватывает.
Говорят, что получилась совсем недетская книга, не знаю, тут по-моему трудно судить. Хотя…если считать под детским детсадовский возраст – то может быть. Возьмите «Сына полка» Катаева – ни в коем случае не параллель, просто пример. Или «Ночевала тучка золотая» Приставкина – мы проходили ее в пятом классе (вот уж точно недетское произведение). Или «Белый Бим Черное ухо». Я не пытаюсь их сравнивать с «Дарами Смерти» (самое логичное название, не «Роковые мощи» или, упаси боже, «Смертельные реликвии»!), ни в коем случае, а привожу примеры того, какими бывают книги, предназначенные для школьного возраста, т.е. теоретически – для детей.
Хорошая книга – книга, которая заставляет думать о себе и после того, как читатель перевернул последнюю страницу, я так считаю. Это, конечно, мое личное мнение, но седьмая книга про Гарри Поттера относится к их числу.
Честно говоря, создалось любопытное ощущение, что мы с некоторыми онлайн критиками читали какие-то разные книги. Никогда не была большим поклонником творчества Роулинг. Теперь, после «Даров Смерти», я начала уважать ее как писателя и считаю, что она действительно написала лучшую книгу из всей серии.
Много пишут про то, что автор был жесток к своим героям, что он устроил грандиозное «мясо», с легкой руки перебив половину персонажей. Вот первый загадочный момент, сколько я ни искала – мяса не нашла. Мясо, оно знаете какое? Почитайте маркиза Де Сада, ту жа самую «Жюстину», например. Вот где вы найдете прекрасный образчик – бесполезного, бессмысленного со смакованием всех подробностей процесса. Это - мясо.
У Роулинг же – война, учитывайте, что война – очень жестокая штука, и от того, что она происходит в волшебном мире, ничего не меняется. И смерть на войне далеко не всегда героическая и прекрасная, в большинстве случаев она внезапна, нелепа, и ничего, кроме боли в близких людях не оставляет, не нарушая коренным образом хода событий. И именно этим – пренебрежением к отдельным человеческим жизням, война и страшна. Это не подвиги и грандиозные свершения на каждом шагу – оценку и блеск событиям придает время - а зачастую очень грязная и страшная в своей прозаичности вещь.
Второй спорный момент касается того, что многие персонажи, мол, оказались вовсе не идеальными, последняя книга испортила все светлое, что было в их образе до этого момента.
Не согласна.
Что такое периоды великих катастроф и катаклизмов для человеческой души? Перед человеком встает задача – выжить, и то, какими средствами он готов для этого воспользоваться, через что и через кого перешагнуть – говорит о нем очень многое.
Это время, когда экстремальная ситуация заставляет людей обнаруживать самые потаенные черты своего характера, стресс как кислота разъедает привычное, поседневное, добираясь до самой сердцевины – кто храбр, кто честен, кто низок, кто мелочен, кто труслив. К чести персонажей Роулинг, они в своем большинстве через это испытание прошли. Но прошли как прошли бы живые люди – спотыкаясь, иногда теряя путеводную нить. В этом, кстати, по-моему, огромный плюс всей книги – Роулинг оживила своих героев, добавив им объемности и убедительности. Такого Дамблдора (а на его счет, как я поняла, было едва ли не больше всего споров) я, как читатель, действительно могу уважать, потому что теперь он не абстрактно всемогущий, всеобъемлюще добрый дяденька с картинки, а настоящий, живой человек. А, как известно, errarum humanum est – ошибаться свойственно человеку. Однако для меня самым пронзительным стал образ Снейпа – но о нем, по-моему, нет смысла говорить, потому что – и это еще одно несомненное достоинство книги - Роулинг все прекрасно описала. Очень четко и понятно, нужно просто прочитать то, что написано (но в этом, похоже, и заключается главная сложность).
Часть о том, как Гарри узнает - ему придется быть убитым Вольдемортом, сделать собственный осознанный выбор и умереть, потому что это «единственный способ закончить все», как Хогвартс сражается с Пожирателями Смерти – не для того, чтобы победить, а просто чтобы оттянуть время и позволить Гарри выполнить возложенную на него Дамблдором миссию – у меня нет слов. Путь к победе над Темным лордом со всеми его трудностями и страданиями описан так, что конец, выведенный по вечной формуле «Добро победило Зло», не выглядит банальным, хотя он и был ожидаем с самой первой книги.
Помимо всего этого сюжет очень динамичен, от него невозможно оторваться, настолько захватывает.
Говорят, что получилась совсем недетская книга, не знаю, тут по-моему трудно судить. Хотя…если считать под детским детсадовский возраст – то может быть. Возьмите «Сына полка» Катаева – ни в коем случае не параллель, просто пример. Или «Ночевала тучка золотая» Приставкина – мы проходили ее в пятом классе (вот уж точно недетское произведение). Или «Белый Бим Черное ухо». Я не пытаюсь их сравнивать с «Дарами Смерти» (самое логичное название, не «Роковые мощи» или, упаси боже, «Смертельные реликвии»!), ни в коем случае, а привожу примеры того, какими бывают книги, предназначенные для школьного возраста, т.е. теоретически – для детей.
Хорошая книга – книга, которая заставляет думать о себе и после того, как читатель перевернул последнюю страницу, я так считаю. Это, конечно, мое личное мнение, но седьмая книга про Гарри Поттера относится к их числу.
Прочитал комментарий книги с двойственным чувством.
Вот так здорово и серьезно всё описала!
А с другой стороны - ГП (IMNEHO) книжица удивительно как завоевавшая всемирную популярность, абсолютно вторичная и попсовая. И не заслуживает таких вдумчивых комментариев.
Один вопрос, просто ради любопытства - Вы читали седьмую книгу?
Известный поэт Барков. Пишет матерные стишки. Обязательно ли мне прочитать все его наследие, чтобы сформировать мнение о неприемлемости для меня его творчества?
Так и ГП - пролистав первую книгу - обнаруживаем компиляцию заезженных штампов и предсказуемый сюжет плюс средний уровень писательского мастерства...
надо ли обязательно прочитать все остальные 6 книжек?
Про мясо согласна с тобой. Единственный жесткий момент - это оторванное ухо Джорджа, причем это не описывали даже.
А еще мне очень понравился эпилог ^^
[Королевна] Да, эпилог хороший - куча детишек и все счастливы
Ухо, да, неприятно. Но с маркизом де Садом и рядом не стояло, там местами прямо хоть за тазиком иди, просто идеальный пример мяса. Шолохов, кстати, тоже весьма колоритно описывал - дымящиеся внутренности и мягкий хруст отрубленной половины черепной коробки.
ну это понятно) Просто Поттер все-таки считается детской книгой. Хотя седьмую я бы не назвала детской, детям лет до 12 такое может быть сложно воспринять.
Считается/не считается - не знаю, мне понравилась больше, чем любая из шести уже вышедших в свет. А что там насчет детишек - уже не моя компетенция^^
но вот что могу от себя ляпнуть в продолжение вышеначатого спора. у меня сложилось мнение, что Роулинг, написав первую книгу, сама не поняла, ЧТО написала. рассчитывала на простую детскую сказку, а потом вошла во вкус и произведение заметно "повзрослело" в последующих частях. особенно это заметно начиная с четвертой книги.
я слышала, что некоторые считают, будто бы Роулинг намеренно усложняет повествование, потому как описывает ситуацию глазами ребенка, который в одиннадцать понимает еще немного, а с возрастом все больше следит за отношениями взрослых и сам взрослеет.
что такое в Роулинг? а что такое в Толкиене?
все просто - они смогли создать свои миры под зелеными солнцами в отличие от тысяч предшественников. а отличать традиции от вторичности тоже надо уметь.
Она создала почти реальный, ни на что, кажется, не похожий мир - это всегда привлекает. Плюс трансформировавший детскую мечту доброй половины человечества о волшебстве во что-то новое.
мне даже кажется, что где-то с середины книжка только маскируется под детскую. а сражение в отделе тайн из пятой части - это образцовый постмодернизм.
создание же цельного мира на ограниченном количестве книжных страниц - вещь непростая. дело же не в количестве деталей, а именно в создании законченного образа, что Роулинг более чем удалось.
жду 13 октября)
якобы да)
Ico прежде чем о чём-то спорить, полагаю, нужно иметь хоть какое-то представление о предмете спора, кроме собственного "шестого чувства".
Ico прежде чем о чём-то спорить, полагаю, нужно иметь хоть какое-то представление о предмете спора, кроме собственного "шестого чувства".
Фрэйд в юбке Человек уже вряд ли это прочтет - он отписался, видимо, посчитав наши литературные разногласия слишком острыми
в электронном виде я могу читать только специальную литературу, а распечатывать - замучаешься.
Это в любом случае зря, потому как никакой личной неприязни и заточенных зубов в запаснике на своих оппонентов я не держу